Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Яей Кусама — современная японская художница, работающая в основном в области скульптуры и инсталляции, а также активно занимающаяся живописью, перформансами, видеоартом, модой, поэзией, художественной литературой и другими видами искусства. Ее работы основаны на концептуальном искусстве и демонстрируют некоторые черты феминизма, минимализма, сюрреализма, арт-брута, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, а также наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она была признана одной из самых выдающихся ныне живущих художниц Японии, самой продаваемой женщиной-художницей в мире, и самой успешной из ныне живущих художниц в мире. Ее творчество оказало влияние на творчество ее современников, включая Энди Уорхола и Клааса Ольденбурга.

Следите за новостями в телеграм-канале Decornews.ru

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Фото britannica.com, Yayoi Kusama

Кусама выросла в Мацумото и в течение года обучалась в Киотском городском университете искусств традиционному японскому стилю живописи под названием нихонга. Она была вдохновлена американским абстрактным импрессионизмом. Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и была частью нью-йоркской авангардной сцены на протяжении 1960-х годов, особенно в движении поп-арта. На волне подъема контркультуры хиппи в конце 1960-х годов она привлекла к себе внимание общественности, организовав серию хэппенингов, на которых обнаженные участники были раскрашены в яркий горошек. В 70-е годы она пережила период, когда ее работы были в значительной степени забыты, но возрождение интереса к ним в 1980-х годах вернуло ее творчество в поле зрения общественности. Кусама продолжал создавать произведения искусства в различных музеях по всему миру, начиная с 1950-х по 2020-е годы.

Читайте также Выдающийся английский художник и скульптор Генри Мур

Кусама открыто говорит о своем психическом здоровье и с 1970-х годов живет в психиатрической клинике, которую ежедневно покидает, чтобы отправиться на работу в свою студию неподалеку. Она говорит, что искусство стало для нее способом выразить свои психические проблемы. «Я борюсь с болью, тревогой и страхом каждый день, и единственный способ, который я нашла, чтобы облегчить свою болезнь, — это продолжать создавать произведения искусства», — сказала она в интервью в 2012 году. «Я следовала за искусством и каким-то образом нашла путь, который позволил бы мне жить».

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Фото britannica.com, Yayoi Kusama

Как все начиналось

Яей Кусама родилась 22 марта 1929 года в Мацумото, Нагано. Родившись в семье торговцев, владевших питомником растений и семеноводческой фермой, Кусама начала рисовать тыквы в начальной школе и создавала произведения искусства, которые она видела в галлюцинациях, и которые позже определили ее карьеру. Ее мать не поддерживала ее творческие начинания. Кусама торопилась закончить работу над своим рисунком, потому что ее мать забирала его, чтобы отговорить. Ее мать подвергалась физическому насилию, и Кусама вспоминает своего отца как «человека, который любил поиграть и много распутничал».

Смотрите Топ-6 оригинальных идей оформления стен

Художница говорит, что ее мать часто посылала ее шпионить за внебрачными связями отца, что на всю жизнь привило ей презрение к сексуальности, особенно к нижней части мужского тела и фаллосу: «Я не люблю секс. Когда я была ребенком, у моего отца были любовницы, и я пережил это, увидев его. Моя мать послала меня шпионить за ним. Я не хотела ни с кем заниматься сексом в течение многих лет. Сексуальная одержимость и страх секса соседствуют во мне». Можно сказать, что ее травмирующее детство, включая фантастические видения, стало источником ее художественного стиля.

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Яей Кусама с одной из своих картин «Сеть бесконечности» в Нью-Йорке, 1961 г., modernamuseet.se

Когда Кусаме было десять лет, она начала испытывать яркие галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или плотные поля точек». Эти галлюцинации включали в себя цветы, которые разговаривали с Кусамой, и узоры на ткани, на которые она смотрела, оживая и умножаясь, поглощают или вычеркивают ее, процесс, который она перенесла в свою художественную карьеру и который она называет «самоуничтожением». Искусство Кусамы стало для нее спасением от семьи и собственного разума, когда у нее начались галлюцинации. Сообщается, что она была очарована гладкими белыми камнями, покрывающими русло реки возле дома ее семьи, которые она называет еще одним фактором, повлиявшим на ее устойчивую привязанность к точкам.

Вам будет полезно узнать Цветотерапия в интерьере: почему важно учитывать особенности цвета для разных помещений

Когда Кусаме было 13 лет, ее отправили работать на военный завод, где ей поручили шить и изготавливать парашюты для японской армии, которая затем участвовала во Второй мировой войне. Рассказывая о своей работе на заводе, она говорит, что провела свою юность «в полной темноте», хотя могла всегда слышите сигналы воздушной тревоги и видите американские самолеты В-29, пролетающие над головой средь бела дня. На ее детство большое влияние оказали события войны, и она утверждает, что именно в этот период она начала ценить личную и творческую свободу. Она училась в средней школе Аригасаки.

В 1948 году она продолжила изучать живопись нихонга в муниципальной школе искусств и ремесел Киото. Разочарованная этим ярко выраженным японским стилем, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, организовав несколько персональных выставок своих картин в Мацумото и Токио в 1950-х годах.

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Инсталляция «Вид Кусамы в бесконечной зеркальной комнате — Поле Фалли» на ее персональной выставке Floor Show в галерее Р. Кастеллана, Нью-Йорк, 1965, modernamuseet.se

Успех в Японии

К 1950 году она уже рисовала абстрактные природные формы акварелью, гуашью и масляными красками, в основном на бумаге. Она начала покрывать поверхности — стены, полы, холсты, а позже и предметы домашнего обихода, а также обнаженных ассистенток — горошком, который стал визитной карточкой ее творчества.

А вы знаете, Как ремонт в квартире меняет жизнь и отношение к себе

Обширные поля в горошек, или «сети бесконечности», как она их называла, были взяты непосредственно из ее галлюцинаций. Самой ранней зарегистрированной работой, в которой она использовала эти точки, был рисунок, написанный в 1939 году в возрасте 10 лет, на котором изображение японской женщины в кимоно, предположительно матери художницы, покрыто пятнами. Ее первая серия крупномасштабных картин на холсте «Сети бесконечности», была полностью покрыта последовательностью сеток и точек, которые намекали на галлюцинаторные видения.

О своей картине 1954 года «Цветок» (D.S.P.S) Кусама сказала:

«Однажды я смотрела на красные цветочные узоры на скатерти на столе, и когда я подняла глаза, то увидела, что такой же узор покрывает потолок, окна и стены, и, наконец, всю комнату, мое тело и вселенную. Мне казалось, что я начала самоуничтожаться, вращаться в бесконечности бесконечного времени и абсолютности пространства и превращаться в ничто. Когда я понял, что это происходит на самом деле, а не только в моем воображении, я испугался. Я знал, что должна бежать, чтобы не лишиться жизни из-за чар красных цветов. Я в отчаянии взбежал по лестнице. Ступеньки подо мной начали разваливаться, и я упал с лестницы, вывихнув лодыжку.»

Этих людей должен знать каждый Легендарные дизайнеры интерьера по версии Decornews.ru, которых должен знать каждый

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Фото Yayoi Kusama, Pumpkin, 1981, modernamuseet.se

Значение и истоки ее творчества

Куратор выставки Мика Йошитаке заявила, что представленные работы Кусамы призваны погрузить человека в свои накопления, навязчивые идеи и повторения. Эти бесконечные, повторяющиеся работы изначально были для Кусамы способом избавиться от навязчивых мыслей. Клэр Вун описала один из зеркальных экспонатов Кусамы как способный «перенести вас в тихий космос, в уединенный лабиринт пульсирующего света или во что-то, что могло бы быть окутывающими внутренностями левиафана, больного корью».

Смотрите, какие бывают Предметы роскоши в интерьере

Создание таких чувств у зрителей было намеренным. Эти переживания, по-видимому, уникальны для ее творчества, потому что Кусама хотела, чтобы другие сочувствовали ей в ее непростой жизни. Бедатри Д. Чоудхури описал, как Кусама, всю жизнь чувствовавшая себя неуправляемой, сознательно или подсознательно захотела контролировать то, как другие воспринимают время и пространство при посещении ее выставок. Искусство стало для Кусамы средством выживания.

В 1962 году Кусама создала свою работу «Собрание марок, 63». В качестве материала были использованы наклеенные этикетки и бумага, выполненные чернилами. Картина была подарена Филиппом Джонсоном отделу рисунков и гравюр Музея современного искусства.

Кусама рассматривает свое искусство не как самоцель, а скорее как средство борьбы со своей инвалидностью, которая возникла у нее в детстве. Процесс повторения, очевидный в ее коллажах, отражает ее художественный подход. Следовательно, многие из ее работ имеют названия, включающие такие слова, как «накопление» и «бесконечность».

Любопытный вопрос, Стоит ли готовиться к посещению выставки?

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Фото Vegard Kleven/HOK, modernamuseet.se

Работы и публикации

Представление
В фильме Кусамы «Прогулка» (1966), который был задокументирован серией из восемнадцати цветных слайдов, Кусама прогуливался по улицам Нью-Йорка в традиционном японском кимоно и с зонтиком в руках. Кимоно напоминало о традиционных ролях женщин в Японии. Зонтик, однако, был сделан так, чтобы выглядеть ненастоящим, поскольку на самом деле это был черный зонт, выкрашенный в белый цвет снаружи и украшенный искусственными цветами. Кусама шла по пустынным улицам в неизвестном направлении. Затем она отвернулась и заплакала без всякой причины, а потом ушла и исчезла из виду.

Еще долго будет актуален вопрос, Как искусственный интеллект влияет на рынок дизайна интерьера

В этом перформансе, созданном ассоциацией кимоно, были затронуты стереотипы, с которыми по-прежнему сталкиваются американки азиатского происхождения. Однако, как художница-авангардистка, живущая в Нью-Йорке, ее ситуация изменила контекст одежды, создав межкультурное слияние. Кусама смогла подчеркнуть стереотип, к которому относила ее белая американская аудитория, показав абсурдность культурной классификации людей в крупнейшем в мире плавильном котле.

Фильм
В 1968 году совместная работа Кусамы и Джуда Ялкута «Самоуничтожение Кусамы» получила приз на Четвертом международном конкурсе экспериментальных фильмов в Бельгии и Втором кинофестивале в Мэриленде, а также второй приз на кинофестивале в Энн-Арборе. В экспериментальном фильме 1967 года, который Кусама спродюсировала и в котором снялась, было изображено, как она разрисовывает все вокруг себя в горошек, включая тела.

Интересные истории Династии и наследники известных художников и скульпторов

В 1991 году Кусама снялась в фильме «Токийский декаданс», автором сценария и режиссером которого был Рю Мураками, а в 1993 году она сотрудничала с британским музыкантом Питером Гэбриэлом над инсталляцией в Иокогаме.

Удивительная истории японской художницы Яей Кусамы Decornews.ru

Фото Yayoi Kusama, Kusama with Pumpkin, 2010, modernamuseet.se

Мода
В 1968 году Кусама основала компанию Kusama Fashion Company Ltd и начал продавать авангардную моду в «Кусама Корнер» в Bloomingdales. В 2009 году она разработала сотовый телефон в форме сумочки под названием «Сумочка для космических путешествий», «Кольцо-колечко для моей собачки», розовый телефон в виде собачки в держателе и красно-белый телефон в зеркальной коробке с точками под названием «Одержимость точками», «Полное счастье с точками», для Бренд «iida» японского гиганта мобильной связи KDDI Corporation. Количество каждого телефона было ограничено 1000 экземплярами.

Не пропустите Красота в деталях: как улучшить интерьер с помощью декора?

В 2011 году Кусама создала иллюстрации для шести лимитированных серий блесков для губ от Lancôme. В том же году она работала с Марком Джейкобсом (который посетил ее студию в Японии в 2006 году) над линейкой товаров Louis Vuitton, включая изделия из кожи, готовую одежду, аксессуары, обувь, часы и ювелирные украшения. Продукция появилась в продаже в 2012 году во всплывающем магазине в Сохо, который был украшен фирменными выступами Кусамы в виде щупалец и в горошек. Со временем по всему миру открылись еще шесть всплывающих магазинов. Когда Кусаму спросили о ее сотрудничестве с Марком Джейкобсом, она ответила, что «его искреннее отношение к искусству» такое же, как и у нее самой. В 2023 году Louis Vuitton выпустил вторую серию продуктов.

Пишу
В 1977 году Кусама опубликовала книгу стихов и рисунков под названием «7». Годом позже появился ее первый роман «Манхэттенский наркоман-самоубийца». В период с 1983 по 1990 год она закончила романы «Грот мошенника на Кристофер-стрит» (1983), «Сожжение церкви Святого Марка» (1985), «Между небом и землей» (1988), «Вудстокский резак для фаллосов» (1988), «Ноющая люстра» (1989), «Двойное самоубийство в Сакурагазуке» (1989), и «Ангелы на Кейп-Коде» (1990), а также несколько выпусков журнала S&M Sniper в сотрудничестве с фотографом Нобуеси Араки. Ее последняя писательская деятельность включает в себя автобиографию Infinity Net, опубликованную в 2003 году, в которой рассказывается о ее жизни, начиная с детства в Японии и заканчивая отъездом в Соединенные Штаты, и ее возвращение на родину, где она сейчас проживает. В Infinity Net публикуются стихи художницы и фотографии с ее выставок.

В октябре 2023 года Кусама извинилась за ряд расистских высказываний в адрес чернокожих в своих работах.

Читайте также Барельеф в интерьере. Новый взгляд

Комиссии
На сегодняшний день Кусама выполнила несколько крупных работ по созданию скульптур на открытом воздухе, в основном в виде ярких чудовищных растений и цветов, для государственных и частных учреждений, в том числе «Тыква» (1994) для муниципального художественного музея Фукуоки; «Призрачные цветы» (2002) для городского художественного музея Мацумото; «Цумари в цвету» (2003) для станции Мацудай, Ниигата; «Тюльпаны Шангри-Ла» (2003) для Euralille в Лилле, Франция; «Красная тыква» (2006) для города Наосима, Кагава; «Привет, Аньянг, с любовью» (2007) для парка Пхенхва (ныне именуемого парком Кубка мира), Аньянг; и «Гимн жизни: тюльпаны» (2007) для парка Беверли-Гарденс в Лос-Анджелесе. В 1998 году она создала фреску для вестибюля станции метро Gare do Oriente в Лиссабоне. Наряду с этими монументальными работами, она создала более мелкие уличные скульптуры, в том числе Ки-Тян и Рю-Тян, пару собак в горошек. Все уличные работы отлиты из высокопрочного пластика, армированного стекловолокном, а затем окрашены уретаном до глянцевого совершенства.

В 2010 году Кусама спроектировала городской автобус в стиле кроссовок, который она назвала Mizutama Ranbu (Дикий танец в горошек) и маршрут которого проходит через ее родной город Мацумото. В 2011 году ей было поручено разработать дизайн обложки миллионов карманных карт лондонского метрополитена; в результате она получила название «Фестиваль в горошек в Лондоне» (2011). В 2012 году, во время выставки работ художницы в Музее американского искусства Уитни, 37-метровая репродукция картины Кусамы «Желтые деревья» (1994) была размещена на строящемся здании кондоминиума в нью-йоркском районе Митпэкинг. В том же году Кусама задумала свою напольную инсталляцию «Тысячи глаз» как заказ для нового здания суда королевы Елизаветы II в Брисбене.

Яей Кусама приняла участие в десятках выставках, выпустила несколько автобиографичных книг, создавала иллюстрации, а ее работы были опубликованы в различных каталогах.

Про автора

Поделиться:

Автор публикации

не в сети 48 минут

_

7
Администратор
Комментарии: 0Публикации: 898Регистрация: 13-04-2018

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Генерация пароля