Художественное образование в России и за рубежом

Различные подходы в обучении художников в Росси и за рубежом.

Барселонская академия искусств. Класс по живописи. Фотография Светланы Малаховой

Художественное образование всегда было элитным и доступным только избранным. Гильдии и академии принимали в свои ряды только художников, получивших образование в сфере искусства и прошедших практику и заслуженного мастера. В XX веке коммерческая система арт-рынка полностью перешла под контроль арт-дилеров, кураторов и галеристов, и профильное образование художников также изменилось.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы следить за интересными новостями

Российское академическое художественное образование до сих пор основано на традиции и преемственности. В то время как европейское и американское образование для художников отошло от традиционной передачи сложившейся годами норм и правил в искусстве. Как сильно отличается подход в подготовке художников в России и за рубежом и какие преимущества предлагают эти образовательные программы?

Как куратор современного искусства, имеющий опыт работы с художниками как в России так и за границей я вижу плюсы и минусы как классического российского подхода к обучению молодых художников, так и либерального, открытого подхода западных коллег. В отличие от России и Китая в Великобритании, США, Германии и в ряде других европейских стран не осталось традиционной, исконной живописной традиции. В России эти традиции поделены на несколько школ, названных в честь их основателей или выдающихся русских художников.

Выставочный зал в University of Illinois at Chicago. Фотография Алены Алексеевой.

Выставочный зал в University of Illinois at Chicago. Фотография Алены Алексеевой

В России художественное образование для художников делится на классическое или академическое и на дополнительное — школы современного искусства. Принципиальная разница в том, что школы современного искусства не учат практике и мастерству. Я, например, окончила Институт Современного Искусства (ИСИ) им. Бакштейна в 2016 году. Тогда это была одногодичная вечерняя программа, включающая курсы по новейшему искусству, теории искусства, встречи с известными художниками и истории российского искусства с 60-х годов до наших дней. 

Все полезные статьи собраны в одном месте

Полина Гитлина, выпускница МГАХИ им. Сурикова, специальность живопись, 2023 года:  

«Я поступала после художественного училища, поэтому сдавала экзамены по живописи, рисунку и композиции внутри института. Также требовалось сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе.

На 1-2 курсах студенты делятся по мастерским. После 2 курса можно выбрать преподавателя. Общие обязательные занятия есть у всех. Просмотр работ проводит комиссия преподавателей, оценки выставляются по трем дисциплинам.  

Институт придерживается традиций реалистической живописи. Работа в нетрадиционных для института техниках и стилях не приветствуется, хотя некоторые преподаватели и допускают большую свободу.»

Мастерская МГАХИ им. Сурикова. Фотография Полины Гитлиной

Мастерская МГАХИ им. Сурикова. Фотография Полины Гитлиной

Подход к отбору художников в России и за границей также отличается. Например, в России абитуриентов ждут сложные практические и теоретические испытания, порой требующие огромной подготовки с репетиторами. В США же, наоборот, поступить на бакалавриат (BA) по направлению студийное искусство, рисунок или живопись можно без портфолио. Достаточно только аттестата с оценками и мотивационного письма.

Вам будет интересно Выдающийся советский художник, архитектор, пионер конструктивизма

Шелдон Кэмпбелл, магистрант Чикагского университета искусств, специальность студийное искусство, окончание в 2025 году:

«Для поступления в магистратуру мне нужно было предоставить портфолио, мотивационное письмо и рекомендательные письма. На бакалавриат достаточно аттестата и мотивационного письма.

Студия предоставляется только магистрам. Студенты могут работать в любых материалах и техниках. Просмотры работ проходят каждый семестр. Преподаватели лояльно относятся к выбору студентами любых направлений искусства.»

Выпускной проект Шелдона Кэмпбелла, деталь. Фотография автора

Выпускной проект Шелдона Кэмпбелла, деталь. Фотография автора

Ключевое отличие западной системы образования художников от российской в том, что в России нет целостного подхода к подготовке к профессии. В российских академиях и институтах учат мастерству и практике, но совершенно исключая подготовку художников к реалиям рынка искусства и его функционированию. Выпускникам зачастую бывает сложно реализоваться в профессии после окончания ВУЗа так как они не понимают, как работает современный арт-рынок. Однако, большую фрустрацию у недавних выпускников вызывает современное искусство, котором в академии не учат. 

Все выставки собраны в одном месте, а обзоры на них смотрите на нашем youtube-канале

Современным искусством можно назвать актуальные художественные практики, которые не ограничиваются только живописью и скульптурой — классическими видами изобразительного искусства. Современное искусство делает акцент на времени и его отражении в произведениях художниками. Где концепция и идея выходят на первое место, а техника на второе. Также современное искусство не терпит стилизации и копирования. 

Дарья Камышина, выпускница МГХПА им. Строганова 2020 года, специальность — художественное стекло:

«Я поступала в МГХПА им. Строганова после окончания колледжа, поэтому сдавала экзамены по живописи, рисунку и композиции внутри института. Также нужно было сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе.  

В институте была одна общая мастерская на несколько групп. Выбор преподавателей отсутствовал, занятия обязательные для посещения. Работы оценивались на промежуточных и итоговых просмотрах комиссией преподавателей.

Разрешалось работать маслом, акрилом, темперой и гуашью. Менять техники и материалы в процессе обучения было нельзя. В целом, образование в институте скорее шло вопреки системе, нежели благодаря ей.»

МГХПА им. Строганова. Фотография Дарьи Камышиной

МГХПА им. Строганова. Фотография Дарьи Камышиной

В американских университетах художникам также не преподают историю современного искусства или арт-рынка. Но учеба построена таким образом, что студентам можно посещать занятия не только своего факультете. Например, у художника магистра отделения рисунка есть список из обязательных предметов в его программе и также определенное количество предметов по выбору. Это значит, что, для того чтобы получить диплом магистра, студенту нужно успешно пройти обязательные предметы и предметы по выбору, а также написать дипломную работу. Предметы по выбору могут быть из любой дисциплины. И, как правило, художники посещают историю искусства, арт-менеджмент, и предметы связанные с организацией выставок и работу с музеями. 

Интересная статья Великие имена. Викентий Францевич Бренна

Одним из самых больших преимуществ западной системы художественного образования именно в магистратуре — это возможность попробовать себя в разных техниках и материалах. Например, студент со специализацией в живописи может заниматься печатной графикой, попробовать себя в керамике или в видео-арте. Это дает возможность комбинировать медиа, с которыми работает художник, расширять его практику и оставаться актуальным для современного зрителя.

Мастерская художника-керамиста в University of Chicago. Фотография Алены Алексеевой

Мастерская художника-керамиста в University of Chicago. Фотография Алены Алексеевой

Светлана Малахова, выпускница Барселонской академии искусств 2023 года:

«Я училась на отделении станковой живописи в Барселонской академии искусств. Чтобы поступить, нужно было предоставить портфолио, резюме, рекомендательное письмо и написать мотивационное письмо. 

В академии нет персональных мастерских для каждого студента. Мы работаем в общем пространстве на двух этажах. На верхнем этаже все пишут с натуры, а на нижнем — над студийными проектами. Мольберты и тумбочки для материалов студенты делят попарно. 

У каждого студента 4 преподавателя, с которыми занятия проходят 4 дня в неделю. Пятый день — лекции, пленэры или портретная живопись. Выбирать преподавателей нельзя. Критика работ происходит дважды в день во время сессий.»

Барселонская академия искусств. Класс по живописи. Фотография Светланы Малаховой

Барселонская академия искусств. Класс по живописи. Фотография Светланы Малаховой

Профессия художника в современном мире подразумевает обладание навыками «производства» произведений искусства и их реализацией. За много лет работы с художниками я поняла, что основная сложность состоит как раз в коммуникации. Многие художники мечтают о том, чтобы просто творить у себя в студии и не заниматься продажами, выставками, соцсетями и работой с онлайн-галереями. И это не связано с тем, что художники ленивые или асоциальные. Художественное образование, которое художники получают не готовит их к тем требованиям, которые предъявляет им рынок искусства после получения диплома. После окончания академии художник понимает, что классическая живопись продается в салонах, а не в престижных галереях, что современное искусство востребовано во всем мире, а классическая живопись только малым кругом ценителей. Более того, когда речь заходит о продажах, художники часто не понимают, как оценить свой труд, какие цены поставить на свои произведения.

Елена Большакова, выпускница Российской академии живописи, ваяния и зодчества 2016 года, специальность живопись:

«Я сдавала экзамены по живописи, рисунку и композиции при поступлении, а также ЕГЭ по русскому языку и литературе. 

На 1-5 курсах у нас была общая мастерская на весь курс, выбора преподавателей не было. После защиты малого диплома на 3 курсе можно было выбрать мастерскую до окончания обучения.  

Разрешалось работать в разных техниках, но в основном использовалась живопись маслом. Просмотр работ проводился комиссией без студентов. Много внимания уделялось копированию в музеях.»

Мой опыт успешной многолетней работы с художниками из разных стран говорит о том, что идеальная ситуация — это комбинация различных видов образования в искусстве. В зависимости от целей и потребностей художника, он или она должны выбрать в какое учебное заведение им пойти в какие навыки на самом деле нужны этому художнику. Потому что если художник не видит себя живописцем, а хочет работать с видео, то выбор университета академии искусств будет не дадут ему тех знаний и навыков, необходимых в работе. То же верно для художника, который понимает, что для воплощения его или ее задумки необходимо полное соответствие с реальностью, например в анатомии. Тогда выбор должен пасть на классическую школу живописи. Если же цель — покорить западный арт-рынок, то магистратура (MFA) в лучших зарубежных университетах станет отличным стартом на этом пути. 

Про автора

Поделиться:

Автор публикации

не в сети 3 недели

artfanatka

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 29-06-2023

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Генерация пароля