VI Всероссийская выставка-форум «Отлично 2023»

Никита Асадов Главный архитектор проектов Архитектурного бюро ASADOV, советник президента Союза архитекторов России.

Завершился первый этап — онлайн воркшоп концепт-лаб, который проходил с 11 ноября по 12 декабря. В этот период участники должны были концептуальные проекты на основе брифа партнеров. И уже завтра стартует второй этап — офлайн презентация и защита проектов перед партнерами, самопрезентации участников перед экспертами и партнерами и приглашенными гостями.

VI Всероссийская выставка-форум «Отлично!» проходит уже в шестой раз. Это крупнейшее мероприятие, объединяющее лучших выпускников кафедр архитектуры и дизайна российских вузов. Мы связались с экспертами, которые являются его участниками, чтобы узнать больше о значении «Отлично!» для начинающих специалистов и индустрии в целом.

Никита Асадов

Главный архитектор проектов Архитектурного бюро ASADOV, советник президента Союза архитекторов России.

Никита Асадов Главный архитектор проектов Архитектурного бюро ASADOV, советник президента Союза архитекторов России.

Фотография 100bestdesign

В этом году вузы выдвинули своих лучших студентов по разным направлениям: коммуникационный, промышленный дизайн, архитектура, градостроительство и так далее. Как Вы думаете, какие из этих направлений плохо развиты в России?

-Могу сказать по архитектурным направлениям. Проблема в том, вне этой сферы участники мало что знают и понимают, что твориться в отраслях, поэтому мало взаимодействия междисциплинарного. Там, где нужно коммуницировать и делать совместную работу, не всегда такие проекты удаются по реальной практике. Соответственно, со студенческих проектов это взаимодействие надо наладить. Здесь нужна синергия всех специальностей.

Следите за событиями в сферах дизайна и архитектуры в нашем телеграм-канале

Форум позиционируют, как площадку, где участники могут найти себе работу. Действительно ли это так?

-Мне кажется, это сложно предсказуемая история. Здесь участники презентуют свои проекты, знакомятся с экспертами и другими участниками. Постепенно это может переродится в какие-то рабочие связи в дальнейшем. Это всегда очень сложный момент, когда выпускники старших курсов, которые только заканчивают ВУЗ, сразу находят работу. Это действительно большая проблема. Поэтому взаимодействие в этот период с потенциальными работодателями, даже на уровне понимания, что от тебя требуется, кто эти люди, как с ними общаться, это очень полезно и для будущего. Форум — это площадка для знакомства студентов с потенциальными работодателями, а экспертов — знакомство с потенциальными работниками. Происходит обмен контактами, каждый видит, кто на что способен. Те, кто презентует свои проекты и хорошо себя проявит, скорей всего, им сразу некие предложения дадут. Может быть не на трудоустройство сразу, но на стажировку точно.

Вам может быть интересно Как строится работа с дизайнером интерьеров

-Прошел первый этап — воркшоп. Как строится работа по оценке проектов?

-Я еще не видел работы. Есть некоторый плюс, что есть эксперты, которые на протяжении всего конкурса погружены в эту историю, есть кто увидят работы впервые и свежим взглядом оценит. Будет комплексная оценка.

Как Вы думаете, на каком сейчас уровне находится сфера архитектуры в России, насколько мы отстаем или наоборот уже опережаем остальной мир?

-Я бы сказал так, лет 20 назад мы действительно догоняли, лет 10 назад мы присматривались , активно приглашали западные компании работать с Россией и обменивались опытом. Сегодня уже практически свершившийся факт, что топовые российские бюро абсолютно на равных работают и в России, и за рубежом. Это рядовая практика, когда российские компании выигрывают международные конкурсы, участвуют в крупных проектах. Сейчас идет диалог на равных, на одном языке с пониманием. И что более важно, на мой взгляд, что параллельно появляется просвещенный заказчик, который понимает ценность развития, в данном случае, архитектуры. Помимо этого возникает высокая конкуренция , то есть повышается качество проектов в том числе и высокое качество реализации. Что сегодня является средним уровнем, 5-10 лет назад это был уровень элитного жилья, минимум бизнес-класс. Сейчас это уже средний уровень, которым никого не удивишь.

Подписывайтесь на наш youtube-канал, что увидеть работы победителей конкурса «Отлично!»

Какое Вы видите будущее архитектуры в России в ближайшие годы?

-На мой взгляд, сейчас тенденция идет в сторону рационального подхода, когда мы понимаем, что и зачем делаем, чем 10 лет назад. Ключевые знаковые проекты были очень пафосные, очень затратные, не всегда рациональные. Сейчас идет тенденция на практичность, эффективность всех решений и соответствие задачам, статусу, то есть не ради пафоса делается, а с пониманием, для чего, зачем и как.

Алексей Баранов

Руководитель отдела по связям с индустрией Института бизнеса и дизайна B&D
Креативный директор ЦПКиО им. Горького
Член Союза Дизайнеров России
Член Общественного совета при Минпромторге РФ
Преподаватель креативных индустрий

Алексей Баранов Член Союза Дизайнеров России

Фотография 100bestdesign

-Вы первый раз участвуете в выставке-форуме «Отлично!»?

-С самого первого раза участвую.

-Есть ли какие-то изменения?

-Есть вещи, которые меняются каждый раз, потому что это новые люди, новые участники, новые проекты, новые площадки. Есть вещи, которые не меняются, это хорошо. Во-первых это Андрей Ордин, как идеолог этого проекта. Его задор сохраняется на уровне. Всегда находятся какие-то интересные инсайты, качество сохраняется.

На сколько меняются проекты участников?

-Качество всегда было на хорошем уровне, потому что участники — это лучшие выпускники вузов. Как правило, внутривузовская селекция и конкуренция выводит на форум лучших представителей разных индустрий: архитектуры, дизайна, fashion и так далее. В любом случае, если доходит до «Отлично!», значит это проекты, которые прогремели у себя в институте.

Другое дело, интересный факт, что поскольку и вузы сейчас и сам фестиваль бодро реагирует на внешнюю повестку, условно говоря, когда в теме повестки стало развитие общественных пространств, эти проекты стали появляться на «Отлично!». Когда стало повестка народных промыслов или культурного наследия, то такие проекты тоже были. Если fashion, то fashion. То есть в целом, как и любой другой яркий представитель рынка креативных индустрий, фестиваль развивается вместе с повесткой.

Смотрите профайлы дизайнеров и архитекторов на странице Эксперты

Какие ценности, по Вашему мнению, есть у фестиваля?

-Есть такая фраза: «В чем история Вашего успеха? Работать с лучшими!». Здесь получается, что все очень заняты, сейчас дефицит времени, здесь что наставники, что сам Андрей, что участники находят время в этом участвовать и мотивацию, это говорит о том, что есть мотивация, интерес к тому, что все делают. Это вообще интересный кейс, что еще неизвестно, кто у кого учится. Сейчас все так быстро меняется, что я как преподаватель часто что-то подсматриваю у студентов. Мы друг у друга учимся. Это, наверно, главное качество и сильная сторона проекта.

-Как Вы будете оценивать проекты, в чем должен быть ключевой параметр?

-Я, на самом деле, всегда оценивал с одним параметром, насколько проект адекватен во всех смыслах, насколько решение этого проекта адекватно времени, задачи, форме, возможности быть реализованным. А также насколько серьезно человек подошел к этому. Всегда видно, когда автор подошел осознанно, то есть правильно подошел к аналитике, проектным решениям, тогда результат по факту релевантный. Другое дело, когда человек где-то проскочил, проект выглядит эффектно, но защитить нормально не может. Скорей всего, это говорит о том, что человек угадал в каком-то решении.

Смотрите интересные дизайн-проекты на странице Обзоры

Сложно ли молодому специалисту в сфере дизайна найти работу?

-Вопрос с подвохом. На самом деле, если специалист действительно специалист, то наоборот сейчас дефицит хороших кадров, как ни странно. Скорей всего, он будет завален работой. Другое дело, что нужно этим специалистом стать, правильно себя этому рынку спозиционировать, иметь возможность встроиться в него, уметь себя продать, чтобы о тебе в принципе знали. Это заблуждение, что о тебе постфактум знают. О тебе не знают, и тебе нужно о себе заявить. Кстати, «Отлично!» — хорошая площадка для того, чтобы заявить о себе. Это еще одна из ценностей проекта. Когда человек стал специалистом, ему несложно найти работу. но чтобы стать специалистом, это большой труд, это сложно.

Какие Вы видите проблемы в сфере дизайна в России?

-Проблем в сфере дизайна в России много. В России долгое время не было в полной мере на дизайн. Да, какие-то отрасли развивались, но дизайн развивался стихийно. Сейчас на это пошел большой запрос. Но у нас несильно развита инфраструктура, например, нет своего софта, программного обеспечения, образовательные программы не все выстроены актуально сегодняшнему дню. Мы все находимся в таком вызове времени, период трансформации бизнесов, отраслей, в том числе и дизайн отрасли, как часть большей отрасли, легкой промышленности и так далее.

Читайте также 10 самых популярных дизайнеров мебели и предметов декора

-Что может помочь решить это проблемы?

-Период трансформации не долгий, если посмотрите, два года с момента определенных событий. На самом деле, за эти два года много чего поменялось. По большому счету, все что нужно сделать — ничего не менять, идти тем же трендом, тем же путем. Со временем все это выстроится очень быстро. Через пять лет мы уже не узнаем ни страну, ни отрасль. Все идет, просто, нужно время, чтобы настроится на новые рельсы. Новые связи, которые образовываются сейчас, укрепить, сделать устойчивыми и урожай будет.

Чем отличается видение дизайна у молодых специалистов от экспертов с опытом?

-Когда ты много лет в профессии, ты становишься профессионалом, но это значит, что на многие вещи ты смотришь привычным способом. Опыт позволяет принимать взвешенные решения, новый опыт — очень сложен. Молодые люди не обременены этим опытом, они не знают, как нельзя, на этом незнании делают иногда открытия, может быть, маленькие и неустойчивые. Поэтому очень важно не просто отправлять в свободное плавание молодых специалистов, а как раз скрещивать. Как раз третий кирпичик в пользу «Отлично!», его ценность в том, что встречаются профессионалы и молодые, еще неопытные ребята. Друг у друга чему-то учатся. Поэтому по большому счету, Разность только в том, что молодой специалист может быстрей достичь каких-то интересных историй, а опытному в этом сложней. Но есть и обратная сторона, что опытный мыслит конечным продуктом, а студент, молодой специалист витает немножко в облаках и предлагает вещи не всегда жизнеспособные. Живет процессом, идеей, как идеей.

Читайте также Пять легендарных дизайнеров интерьера, которых должен знать каждый

Многие вещи, которые мы воспринимаем как константа, когда смотришь под другим углом, оказывается, что так можно было, просто, не знали, что рядом еще одна дверь была, условно говоря, шли одним маршрутом. Оказывается, что не так все зарегламентировано. А есть вещи, где горизонт планирования в некоторых отраслях 50-60 лет, там ты не съедешь с этих рельс. Но в нашей профессии, в том и прелесть, что можно на ход менять и коней, и переправу.

Есть ли будущее в этих сферах у молодого поколения? Есть ли на них надежда?

-Конечно, есть. Я вообще не склонен считать, что есть какие-то поколения. Мне кажется, что история с поколениями — это некие маркетинговые уловки, потому что мы все по большому счету варимся в одном примерно обществе, социуме. Если мы посмотрим, что каждый раз, с каждым витком специалисты все молодеют. Если раньше ты становишься специалистом к 30, 40, 50 годам, заслуженным академиком, то сейчас есть много молодых ученых молодых стартаперов, опять же дизайнеров. До 25 лет они неплохо начинают что-то делать. Цикл сокращается. Перспектива есть, конечно, они в обиду себя не дадут, если им взрослые не будут сильно мешать. Но на самом, деле есть такой момент, в вольной трактовке, что человека в космос привело? Разве технологии, которые позволили оторваться от Земли? Или мечта о том, что нужно оторваться от Земли и полететь? Идея важна, это самый устойчивый носитель. Люди идейные они дальше пройдут , потому что они верят во что-то. Они еще не знают, получится или нет. Молодые этим и хороши.

Что Вы думаете о будущем в сфере дизайна в России в целом?

-Я уже сказал, все встанет на свои места. У нас, на самом деле, есть уникальная база, от которой мы пытались всячески откреститься в 90-ые. Слава Богу, мы к ней возвращаемся. Это инженерная школа, школа искусства, архитектурная школа, дизайн школа. У нас есть эта база. Коль ым начали к этому возвращаться, восстанавливать, почувствовали силу в своих руках, я думаю, что в целом будущее у страны нашей есть.

Про автора

Поделиться:

Автор публикации

не в сети 18 часов

_

7
Администратор
Комментарии: 0Публикации: 887Регистрация: 13-04-2018

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Генерация пароля