Современная классическая и традиционная архитектура
Мировые тренды в архитектуре 2019 г.
100 лет Баухаусу, 100 лет журналу Эспри Нуво* Ле Корбюзье, 99 лет Вхутемасу – этим китам модернизма в 2019 сто лет. Много это или мало для течения, опровергающего тысячелетнюю историю мировой архитектуры? Является ли трендом «современная архитектура», и кто она сейчас в представлении нашего заказчика — общества?
Двадцатый век многое перевернул в этом мире: архитектура модернизма –и это «машина для жилья» – таково вырванное из контекста суждение определило ее развитие на сто лет вперед. Хотите ли Вы жить в машине? Если не учились в архитектурном институте, то скорее всего, нет. Искоренить семейные традиции и переселить нас в общежития-коммуны последователям Баухауса и Вхутемаса так и не удалось, хотя по-прежнему пытаются переселить в «человейники».
Заказчики приходят к архитектору с картинками домов с колоннами и балюстрадами, наличниками на окнах и прочими «архитектурными излишествами». Архитекторам, воспитанным на баухаусе, и предавшим забвению классические традиции, утерявшим навыки традиционной архитектуры, где объективные ошибки нельзя оправдать своим субъективным художественным видением, порой просто не под силу выполнить проект, достойный с художественной точки зрения. В наших пригородных поселках строятся богато украшенные дома-торты, вызывающие еще большее отвращение у людей, обладающих вкусом. Такие дома только подтверждают теорию архитектурного украшательства как преступления против человечества.
Бумажная архитектура
Однако с конца 80-х годов на Западе и в 90-е, в период расцвета бумажной архитектуры, все больше думающие архитекторы обращаются к традициям и тысячелетнему наследию Архитектуры. На самом деле больше – это всего лишь десятки имен, преимущественно в Англии и Америке, и буквально единицы в России – М.Филлипов, М.Атаянц, А.Белов – те не многие, кому удалось воплотить свои идеи в камне.
Спокойное течение времени, пространство, в котором есть место мысли, аристократичному вкусу и умиротворению – вот что впечатляет в работах западных коллег классицистов. Современную западную классическую и традиционную архитектуру трудно себе представить без таких имен как Роберт Адам, Кристофер Александер, Карло Бонтемпи, Руссел Тэйлор, Куинлан и Фрэнсис Тэйлор. Эти мастера выполняют заказы не только для аристократии, но строят целые районы и города, используя классический язык архитектуры. Пожалуй, самым известным примером здесь можно назвать Паундберри – город, построенный под эгидой принца Чарльза. Этот проект был в свое время вызовом архитектуре модернизма, и его успешная реализация вдохновляет все большее количество архитекторов. Да, современный город должен быть пригоден для жизни людей, а не машин, да, он должен быть сомасштабен человеку, он должен запоминаться и в тоже время вызывать ассоциации и напоминая не только о будущем, но и связывая вас с прошлым – это принципы нового урбанизма, против которого не осталось аргументов и у модернистов, только дома у них по-прежнему стеклянные и из бетона, и на пару десятков этажей выше, как завещал Ле Корбюзье, как требует того сиюминутная выгода бизнеса временщиков.
Современная архитектура
Спокойное течение времени, пространство, в котором есть место мысли, аристократичному вкусу и умиротворению – вот что впечатляет в работах западных коллег классицистов. Современную западную классическую и традиционную архитектуру трудно себе представить без таких имен как Роберт Адам, Кристофер Александер, Карло Бонтемпи, Руссел Тэйлор, Куинлан и Фрэнсис Тэйлор. Эти мастера выполняют заказы не только для аристократии, но строят целые районы и города, используя классический язык архитектуры. Пожалуй, самым известным примером здесь можно назвать Паундберри – город, построенный под эгидой принца Чарльза. Этот проект был в свое время вызовом архитектуре модернизма, и его успешная реализация вдохновляет все большее количество архитекторов. Да, современный город должен быть пригоден для жизни людей, а не машин, да, он должен быть сомасштабен человеку, он должен запоминаться и в тоже время вызывать ассоциации и напоминая не только о будущем, но и связывая вас с прошлым – это принципы нового урбанизма, против которого не осталось аргументов и у модернистов, только дома у них по-прежнему стеклянные и из бетона, и на пару десятков этажей выше, как завещал Ле Корбюзье, как требует того сиюминутная выгода бизнеса временщиков.
Проекты вне времени сейчас редки, как и ответственный перед своей страной застройщик, и потому достаточно известны – это Горки-город, полюбившийся туристам за несколько лет своего существования, это жилые районы Римский М. Филлипова (застройщик ФСК «Лидер») «Город солнца» М. Атаянца (застройщик Урбан-групп), и некоторые поменьше из элитного сегмента.
Несмотря на известные неприятности, связанные с этими проектами, строить в наше время красиво, а не только доступно и быстро – возможно. Поэтом рассказывать заказчику, побывавшему в горках под Сочи, что колонны остались в прошлом становится неубедительно. Личный пример, продемонстрированный этими авторами, позволит развиться классической и традиционной архитектуре не только в сегменте элитного жилья. Стоит только попробовать, и вы убедитесь, что колонны по цене не дороже стеклянного фасада, что классический фасад, как и костюм, прослужит вам дольше, потому что неподвластен моде, что сиюминутная выгода – ничто на фоне затрат по обслуживанию модернистских городов.
Понимание этих новых трендов традиционной и классической архитектуры приходит постепенно, с опытом. Ослепленному блеском стеклянных фасадов архитектору трудно усомниться в 10-ти принципах Ле Корбюзье. Эрудиция и вдумчивое проектирование, изучение истории и развитие художественного вкуса, работа руками – не быстрые, но верные пути возвращения к истокам, откуда начинается будущее современной архитектуры.
Фото: losko.ru
Упомянутые мастера – это архитектурные подвижники нашего времени, свернувшие с проторенной дорожки модернизма, первые предсказавшие тупиковый путь ее развития. Эти люди воплотили свои идеи не только в камне, но и в людях – своих учениках.
Мастерская Архитектуры
Как и в трактатах об архитектуре, столь же высоким слогом, мне бы хотелось выразить слова благодарности своим учителям и наставникам, последователями которым является Мастерская Архитектуры. Образцовая архитектура – один из принципов традиционной архитектуры, который вынес из учения Михаила Филлипова главный архитектор
Тем более вызывает уважение развитие ремесел в последнее десятилетие: авторский декор, ремесленные мастерские, пусть понемногу, но появляются. И чем больше их будет, тем быстрее конкуренция заставит научиться делать свою работу лучше остальных, обратиться к традициям и образцовым чертежам. Возродить Архитектуру как синтез искусств основная задача и тренд развития, по которому движется вся современная классическая и традиционная архитектура, и наша Мастерская вместе с ней.
Проекты вне времени сейчас редки, как и ответственный перед своей страной застройщик, и потому достаточно известны – это Горки-город, полюбившийся туристам за несколько лет своего существования, это жилые районы Римский М.Филлипова (застройщик ФСК «Лидер») «Город солнца» М.Атаянца (застройщик Урбан-групп), и некоторые поменьше из элитного сегмента.
Автор: Вера Обручникова
Про автора
Поделиться: