В Казани появится крупнейшая в России система речных марин
Эксперты архитектурно-строительного форума «Казаныш» обсудили концепцию развития речного сервиса в городе.
В ближайшие годы в столице Татарстана появится крупнейшая в России система речных марин. Это единственный пример такого амбициозного проекта в средней полосе России. Как создать современный речной сервис в столице Татарстана и ее окрестностях, обсудили участники архитектурно-строительного форума «Казаныш» в рамках сессии «Водная инфраструктура в городе».
Мэр Казани Ильсур Метшин: «Наша концепция города на воде – это история любви. Волга, Казанка, наши прекрасные озера уже вошли в ДНК каждого из нас. Это то, что нас объединяет, то, что нас делает сильнее и счастливее, и конечно, мы подходили к разработке этой концепции с большим трепетом.
Задачи, которые мы ставили перед разработчиками, — вернуть казанцам утерянную связь с реками: от детских парусных клубов до лодочных станций, которые раньше в Казани были очень популярными. Казань снова должна стать, как прежде говорили, портом семи морей с мощным пассажирским флотом. В этом большой потенциал туризма и отдыха и для казанцев, и для гостей города».
Потенциал Казани для развития водного туризма
Географическое положение Казани уникально. Город стоит на Великом волжском пути — важнейшей трансконтинентальной артерии, которая и в наши дни остается таковой. На Куйбышевском водохранилище, кроме Казани, стоят города Тольятти, Ульяновск, Новочебоксарск, Димитровград и Зеленодольск. Именно здесь можно наблюдать самый широкий разлив Волги и находятся уникальные заповедники, один из них — Волжско-Камский, расположен вокруг Казани. Уникально и то, что прилегающее к городу пятно радиусом 100 километров входят 4 объекта, охраняемых ЮНЕСКО: это Казанский кремль, историко-археологический комплекс «Болгар», город-остров Свияжск и астрономическая обсерватория им. Энгельгардта К(П)ФУ. Такого плотного скопления объектов всемирного наследия нет больше ни в одной другой точке России.
Таким образом, потенциал Казани для развития водного туризма очень велик. Город расположен на крупнейшем в Европе водохранилище, исторически жители столицы Татарстана очень тесно связаны с рекой и имеют потребность к рекреации у воды. К тому же в наши дни динамика увеличения количества маломерного флота движется вверх и составляет до 20 процентов в год. Однако в наши дни водный туризм в регионе развит недостаточно. Создание новой речной инфраструктуры позволит изменить эту ситуацию. Участники сессии «Водная инфраструктура в городе» обсудили презентацию концепции речного сервиса, которая четко обозначила последовательность действий, необходимых для развития водного туризма в регионе.
Сейчас инфраструктура для маломерных судов существует только на Волге, на реке Казанка в черте города для них всего один причал. Эту ситуацию планируется в корне изменить, создав 17 крупных объектов речной инфраструктуры в историческом ядре: 11 городских марин, 1 городской яхт-клуб и 6 гостевых стоянок на реке Казанке. Для реализации этой программы Казань будет привлекать средства инвесторов.
Городские марины
Ключевыми элементами обновленной системы речного сервиса станут городские марины — стоянки для маломерных судов (с функциями стоянки в летний период). Это аналог городской парковки для машин, предназначенный для маломерных судов. Планируется, что городские марины будут сформированы из плавучих понтонов для разных судов — длинной от 8 метров до12 метров. Емкость таких плавучих пристаней будет составлять от 5 мест с возможностью расширения до 100 мест.
Шесть марин предлагают расположить в следующих городских локациях: у ЖК «Ричмонд», «АК БАРС» Арены, Национальной библиотеки Татарстан, центра семьи «Казан», на ул. Портовой — южнее речного порта, а также у «Ривьера».
Например, у центра семьи «Казан» планируется создание 50 швартовочных мест для маломерных судов длиной до 8 метров. Для этого потребуется организация подхода к береговой линии, подвод сетей (электроснабжение, водоснабжение), установка понтонов для швартовки маломерных судов и проведение работ по углублению дна.
Подобный объем работ планируется провести и на остальных пяти локациях, разница только в деталях. Например, у «АК БАРС» Арены и Национальной библиотеки предусмотрены места для более крупных маломерных судов — длинной до 12 метров. У жилого комплекса «Ричмонд» швартованных мест предусмотрено больше — не 50, а 70.
Также у трассы М7 предлагается обустройство двух туристических марин «Займище» и «Щурячий». В первой запланировано создание 250, а во второй — 150 швартовочных мест для маломерных судов длинной до 12 метров. Для этого в этих двух локациях будет проведено устройство причальной стенки, обеспечены подвод сетей и установка понтонов для швартовки.
Объекты водных видов спорта
Также в черте города планируется создание объектов водных видов спорта. Для этого будут обстраивать спуски к воде, устанавливать понтоны, подводить сети, а также построят павильоны для сезонного использования (с тренерскими, залами собраний, раздевалками и эллингами).
Парусному спорту будут посвящены три локации — у детской парусной школы «Локомотив» (рассчитана на 100 занимающихся), набережной «Заречье» (на 150 занимающихся) и парка «Стамбул» (на 90 занимающихся). На базе подросткового клуба «Лидер» планируется создание центра судомодельного спорта (рассчитанную на 30 занимающихся). А секцию водно-морского спорта и морского многоборья (на 30 занимающихся) планируют разместить на берегу реки Казанка в Советском районе.
Гостевые и зеленые стоянки
Также проектом предусмотрено создание сети гостевых стоянок с поминутной оплатой швартовки. Их планируется создать у парка «Манзара», «Ривьеры», экстрим-парка «Урам», а также у кремлевской дамбы и два — у Кремлевской набережной.
«Зеленые стоянки», рассчитанные в первую очередь на пользователей байдарок, каяков, небольших лодок, планируют разместить в пяти локациях на реке Казанка: у трассы М7, пос. Щербаково, Большие Дербышки, Борисоглебское и Савиновский парк.
Судостроительный кластер
Сейчас в Казани нет обустроенного места для зимнего хранения и ремонта судов, что крайне важно для средней полосы. Поэтому для зимнего хранения и технического обслуживания судов в проекте предусмотрено создание судостроительного кластера. Станция хранения и технического обслуживания может быть размещена у пос. Победилово. Там же возможно размещение производства лодок различного класса.
Яхт-клуб
Главный городской яхт-клуб «Локомотив» с мариной на 450 швартованных мест планируют создать на одноименном полуострове в Вахитовском районе. В районе яхт-клуба планируется благоустройство 2,3 километров набережной и строительство общественного здания площадью 2500 квадратных метров. Площадь искусственных земельных участков, которые будут созданы при строительстве яхт-клуба, составит 13 гектаров. Среди запланированных работ — подвод сетей, создание водопропускных каналов, углубление дна и рекультивация нарушенных земель.
Перспективы, связанные с реализацией проекта
Планируется, что реализация этой концепции сделает Казань Поволжским центром водного туризма. В индустрии сервисного обслуживания флота появятся новые рабочие места. В ходе работ будет благоустроено 12,2 километра береговой полосы и обустроено 1450 современных швартовых мест.
Планируется, что главным последствием развития новой речной инфраструктуры станет большое разнообразие новых туристических маршрутов, проходящих через Казань. Разовьется связь с другими волжскими городами — Ульяновском, Чебоксарами, Самарой, что вызовет рост индивидуального водного туризма во всем регионе.
Про автора
Поделиться: