Где найти клиентов художнику?

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

В современном мире художнику больше не нужно ждать, пока его талант обнаружат. Больше нет художественных салонов, в которые принимают только избранных, а тех, кто отклоняется от общепринятого курса, навсегда клеймят бездарным.

Художник XXI века – это космополит, для которого больше не существует государственных или творческих границ. С приходом в нашу жизнь глобальной сети все рамки стерлись. Теперь, чтобы найти покупателя на картину в Германии, не обязательно знать немецкий язык и ехать в Берлин. Достаточно зарегистрироваться в онлайн-галерее и оправить довольному клиенту работу по почте. Остается только один вопрос. Как среди такого многообразия каналов продаж, найти именно тот, который будет работать и приносить постоянный доход?

Я расскажу вам о нескольких способах поиска клиентов для художника. Начнем мы с самых очевидных и простых тех, которые помогут даже начинающему автору и будем продвигаться, по мере роста узнаваемости художника, в наиболее институциональные сферы.

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

Собственные связи

История каждого художника начинается с признания того, что ты художник. Следующим шагом идет рассказ всему миру об этом.

Начните с родственников и знакомых. Расскажите всем о своем новом занятии. Покажите им свои работы, пригласите друзей в студии или домой. Чем больше людей будут знать о том, чем вы теперь занимаетесь, тем больше шансов найти первого клиента.

Сделайте визитные карточки и открытки с вашими работами. Носите их всегда с собой, ведь никогда не знаешь, когда они пригодятся.

Так же не забывайте о том, что круг ваших знакомых не ограничивается только вашим городом. Facebook и ВКонтакте тоже являются отличными инструментами, с помощью которых, вы можете рассказать о себе. Разместите фотографии ваших произведений в соцсетях, и не забывайте об описании. Каждая ваша картина должна сопровождаться какой-нибудь историей. Это может быть история создания работы, или того, как к вам пришла идея нарисовать тот или иной сюжет. По мере развития вашей карьеры вам потребуются более профессиональные тексты – экспликации. Это описание серий или проектов, над которыми вы работаете. Экспликация отражает концепцию вашего произведения или серии.

Инстаграм

Инстаграм является, на данный момент, самой важной площадкой для художника. Рост этой соцсети продолжается от года в год.

Популярность Инстаграма у творческих людей обусловлена тем, что это единственная площадка, где визуальная составляющая стоит на первом месте и поддерживается тестом – постами. Все художники, кураторы и владельцы галерей регулярно просматривают Инстаграм, надеясь найти новых авторов.

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

Нужно помнить о том, что собственная страничка – это ваша визитная карточка. И чем более ответственно вы подойдете к оформлению своего профиля, тем больше вероятность привлечения потенциальных клиентов. На что необходимо обратить внимание: шапка профиля – над чем вы работаете, как художника, о чем пишите в блоге. Визуальный ряд – вы же художник, мастер визуального контакта со зрителем. Фотографии, которые вы выкладываете, должны быть такими же яркими, стильными и качественными, как и ваши работы. Фотографируя натюрморт, создайте натюрморт на снимке. Используйте подручные материалы: кисти, краски, свечи, все, что украсит ваш снимок. Посты. Не пренебрегайте текстом в Инстаграме. Посмотрев на западных звезд в сфере искусства, можно подумать, что посты художнику не нужны, но аудитория российского Инстаграма отличается от американской и европейской аудитории. Фотографии, под которыми нет авторского голоса не вызывают доверия, а следовательно, не соблазнят аудиторию на покупку произведения. Для того, чтобы писать тесты нужно, во-первых, определиться с темами, на которые вы хотели бы говорить с аудиторией, а во-вторых, не забывать о том, что читателю важно не столько факты, которыми вы будете оперировать, но и ваше, авторское мнение по различным вопросам. Учитель открываться перед аудиторией. Поднимая любую тему на обсуждение, всегда давайте собственную оценку происходящему.

Ну и конечно же рекламируйте свой аккаунт. Методов продвижения в Инстаграме множество, в том числе и бесплатных. Выберите тот, использовать который вам будет комфортно с точки зрения финансов. Реклама у блогеров, например может обойтись в 500 р. Или в 1000 р. Есть блогеры, которые готовы взять вашу картину в дар и рассказали о ней подписчикам. Самым популярным и относительно недорогим способом увеличения количества подписчиков, на сегодняшний день, является таргетированная реклама. Художники по всему миру ежедневно тратят крупные суммы денег на то, чтобы показать свои шедевры миллионам потенциальных покупателей. В настройке такой рекламы есть свои хитрости, которые станут вам доступны после прохождения небольшого обучения.

Выставки

Когда у вас уже накопилось несколько десятков готовых произведений, пора бы уже подумать и о выставках. Конечно, принимать участие в групповых выставках можно и на ранний стадиях карьеры, ведь в этом случае вам не потребуется десяток работ, можно обойтись одной-пятью. Но если вы настроились на персональную выставку, то придется поработать в студии.

Многие художники не понимают механизма организации выставок и ждут, когда их пригласят кураторы или определенные пространства. Я же советую не ждать счастливого случая, а взять контроль над ситуацией в свои руки. Если портфолио уже готово, то самое время озаботиться выбором помещения. В любом, даже самом небольшом, городе найдутся художественные салоны и галереи. Но не спешите обращаться туда. Современные художники все чаще отдают предпочтение, так называемым, альтернативным пространствам. Это могут быть тематические кафе, лофты и даже заброшенные фабрики, и заводы. Одна моя знакомая художница организовала собственную выставку на крыша московской многоэтажки.

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

Посещаемость таких мероприятий полностью зависит от известности художника и огласки мероприятия. Не расстраивайтесь если на первые выставки к вам придут только ваши друзья и знакомые. Расширяя свое резюме, вы неминуемо обзаводитесь новыми поклонниками и расширяете вашу аудиторию.

Как правило, продажи происходят чаще всего на вернисаже, так как на открытие мероприятия приходит больше людей, чем в последующие дни.

Онлайн-галереи

Онлайн-галерея – это интернет-магазин произведений искусства. Есть два вида онлайн-галерей. Институциональные галереи – это небольшие онлайн-площадки, организованные, как привило, кураторами или галеристами. Чтобы начать сотрудничество с подобными площадками нужно пройти отбор и понравится организаторам. Подать заявку можно на форме сайте или прислав свое портфолио напрямую куратору на email. В России такими площадками являются Sample, OulyOil и Borsch Gallery.

Самыми крупными, мировыми площадками являются Artfinder, Saatchi Art, Etsy и Artfire. У каждой площадки свои правила отбора, у кого-то более строгие, у кого-то менее. Artfinder, например, рассматривает заявки настолько строго, что срок ожидания может доходит до одного месяца. У галереи даже есть услуга по экспресс-модерации, которая оплачивается отдельно.

Как и любая коммерческая галерея, онлайн-галерея берет комиссию после продажи работы художника. В среднем комиссия составляет от 20-40% от стоимости работы.

Специфика работы с галерей тоже разница, в зависимости от выбранной площадки. Например, на Etsy и Artfinder у вас будет не просто аккаунт, а целый онлайн-магазин в рамках сайта. Визуальное оформление полностью ложится на плечи художника. Так же помимо процента с продаж художник может увеличить свои возможности по оформлению и продвижению своего «магазина», оформив ежемесячную подписку на ресурсе, которая позволяет разнообразить ассортимент «магазина», продвигать его и использовать дополнительные маркетинговые возможности.

Плюсами эти площадок являются: наличие постоянных покупателей онлайн-галереи, которые готовы познакомиться с новыми художниками, на Etsy продается не только картины, скульптуры и фотографии. Эта галерея позволяет размещать работы художников, которые работают со свечками, вышивкой, открытками и другими прикладными видами искусства. Выбор способа доставки произведения на данных площадках так же остается за художником.

В Saatchi Art менее строгий отбор, но онлайн-галерея не позволяет управлять собственным аккаунтом в рамках онлайн-галереи. Здесь вам нельзя будет использовать акции и скидки на свои работы. Специфика этой галереи fine art, то есть работы высокого качества.

Успех продаж в онлайн-галерее зависит от многих факторов: активность художника, или как часто он размещает новые работы, работает ли с маркетинговыми инструментами; собирает ли художник отзывы от покупателей, а ведь это важная часть развития доверия между художником и покупателем.

О механизмах работы с онлайн-галереями написано уже немало книг, а это значит, что работа художника не ограничивается только загрузкой фотографий своих работ на сайт и выставлением цены.

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

Коммерческие галереи

Мечтой каждого молодого художника является тот момент, когда он подписывает свой первый контракт с владельцем престижной галереи. И это действительно очень часто случается. Большинство директоров и владельцев галерей ежедневно посещают выставки, в поисках новых лиц.

У галерей, которые давно представлены на арт-рынке пул художников, с которыми они работают, уже сложился. Такие галереи находятся в перманентном поиске молодых художников, также, как и остальные, но заключают новые контракты один, максимум два раза в год.

 Конкуренция среди галерей не такая сильная, как среди художников, которые хотели бы к ним попасть, а все потому, что все галереи работают в своей определенной узкой нише. Нет такой галереи, которая продавала бы и антиквариат, и современное искусство.

Художнику, которые надеется на положительный ответ от галереи необходимо выяснить, к какой категории относится та или иная галерея, с какими художниками она работает.

Прежде чем отправлять свое портфолио, откройте сайт галереи и сделайте анализ тех художников, с которыми галерея уже работает. Вписываются ли ваши работы в тематики и стиль, с которыми работает галерея? Если нет, то советую не тратить свое время и поискать галерею, которая специализируется на, подобном вашему, искусстве.

Самый простой способ попасть в поле зрения галериста – это напрямую с ним познакомиться. Это можно сделать на вернисажах самой галереи или найти того, кто вас напрямую с ним познакомит.

Коммерческая галерея – это бизнес. И галерист должен быть уверен, что художник, которого он берет себе под крыло, оправдает ожидания и будет успешно продаваться. Художник должен помнить о том, что галерея потратить немалую сумму на продвижение художника прежде, чем продаст его первую работу. Бывает и так, что галерея держится на плаву за счет, уже популярных и хорошо известных, художников в то время, как работы начинающих авторов продаются очень редко.

Не скрывайте от галереи прошлых продаж ваших работ, если они были. Это может стать решающим аргументом в вашу пользу.

Алена Алексеева профессиональный искусствовед

Арт-ярмарки

Такие ярмарки по продаже искусства, как Cosmoscow или Da!Moscow не сотрудничают напрямую с художниками, отдавая предпочтение посредникам – галереям. Однако по всей России ежегодно проходят десятки мероприятий, на которых будут рады художникам. Арт Россия, Арт Москва, Арт Пермь и Happy Market.

Отбор заявок производится комиссией и главным куратором. У любой ярмарки есть своя целевая аудитория. Чтобы понять подходят ли ваши работы под концепцию мероприятия, вам необходимо озаботится выбором площадки заранее, чтобы успеть посетить каждую из них до подачи заявки.

Художник арендует стенд и самостоятельно продает свои работы и общается со зрителями. Некоторые ярмарки берут процент с продажи работ художников помимо аренды.

Ярмарка – это дорогое удовольствие для начинающего художника. Именно поэтому я поместила этот пункт в самый конец моего списка. Я не рекомендую участие в ярмарках до того, как у вас сформируется база из подписчиков в соцсетях или аудитория, которая следит за вашим творчеством.

Присутствие художника на подобных мероприятиях обязательно, ведь посетители приходят на ярмарки не просто посмотреть на работы художников, но и пообщаться с ними.

Всем художникам, которые собираются принять участие в ярмарке нужно разработать прайс-лист и учесть в нем скидки для тех клиентов, которые уже покупали у него работы. Ярмарка – это место сближения художника с его аудиторией. Ведь даже если художника на ярмарке представляет галерея, коллекционеры желают пообщаться не только с арт-дилером, но и с самим художником.

Это не полный список каналов продаж, которые доступны современному художнику. Но освоив хотя бы половину из них, вы сможете продавать свои работы не только в пределах одной страны, но и по всему миру.

Автор: Алена Алексеева, профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии»

Фотографии предоставлены автором

Про автора

Поделиться:

Автор публикации

не в сети 41 минута

_

7
Администратор
Комментарии: 0Публикации: 887Регистрация: 13-04-2018

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Генерация пароля