В пространстве AZ/ART уже завтра откроется выставка «Живые скульптуры»
5 декабря в экспериментальном пространстве Музея AZ — AZ/ART — в рамках проекта «Системы мимикрии» прошел пресс-показ второй по счету выставки, «Живые скульптуры».
«Обсессия европейца, руины, это какая-то истина, которая пропала в наше время и в нашей цивилизации — все это мне близко», — поделился на открытии художник Гриша Брускин, чьи работы представлены на выставке.
Для посетителей выставка откроется уже завтра, 7 декабря 2023 года.
Куратор проекта — художник, искусствовед Александр Дашевский. В рамках выставки «Живые скульптуры» посетители увидят работы Владимира Янкилевского, Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова, Елены Филаретовой, Надежды Антышевой, Владимира Козина, Петра Белого, Никиты Селезнева и других.
Обзор этой и других выставок смотрите на нашем youtube-канале.
Фотография Decornews.ru
Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. В живой природе маскировка не всегда обозначает визуальное слияние с фоном. Многие животные используют крупный яркий рисунок, мешающий внешнему взгляду воспринять их как целое, выделить границы и размеры тела. Полоски зебры мешают хищникам и насекомым интерпретировать ее как отдельное животное. Чередование светлых и темных частей крыльев бабочки, делает ее нераспознаваемой на фоне листьев и цветов. Подобные эволюционные способы уклонения от зрительной идентификации, описанные учеными, нашли применение в военном деле.
Александр Дашевский, куратор проекта:
«”Живые скульптуры” — вторая часть выставочного сериала “Системы мимикрии”. На этот раз пространство AZ/ART наполнится фрагментами статуй, эпох и воспоминаний. Скульптуры будут оживать, тела — каменеть, а античные обломки продемонстрируют свою текучесть. В финале зрителя ждет большой музейный торжественный реликварий, где из частей прежних травм формируется новое тело культуры».
Следить за новостями удобней в телеграм-канале Decornews.ru
Фотография Decornews.ru
Опорными точками экспозиции станут инсталляция Петра Белого «Caput mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Одна из стен пространства будет превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел.
Смысловое поле выставки «Живые скульптуры» располагается между тремя сериями образов.
Первая серия связана с темой утраты, пересмотром собственных границ, физического или личностного расщепления. Подобное может происходить вследствие катастрофы, вандализма, синдрома нарушения цельности восприятия собственного тела, а может быть следствием работы защитных механизмов, изменения содержания понятия «Я», удаления того, что ощущается как лишнее, несовместимое с обстоятельствами среды обитания.
Вторая серия образов отсылает к оживающим изваяниям и окаменевающим людям — устойчивому сюжету в искусстве и мифологии, артикулирует парадоксальную связь между телом и скульптурой. Модель, где одно является образцом, а второе — подражанием, одно — живое, а другое — вещь, меняется, в том числе, когда человек или статуя утрачивают цельность. Фрагментация, нарушение первоначального художественного замысла в результате катастрофического поворота истории вскрывает в камне или бронзе внутреннее сходство с человеческой плотью, столь легко уязвимой. Когда речь заходит о теле — ситуация зачастую обратная.
Анонсы интересных выставок смотрите в разделе События
Третья серия образов показывает, как из разрозненных фрагментов, утрат и травм, формируется новая идентичность и цельность, новое представление о себе и своих границах. Задействованные в этом механизмы культуры абсорбируют и обобщают индивидуальные, порой трагичные истории, формируют новый глоссарий, синтаксис и тропы внутри языка, используемого носителем для самоописания.
Фотография Decornews.ru
Каждая из трех выставок цикла исследует отдельный вид мимикрии, ищет его поэтический аналог в социальном поведении и языке современного искусства. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, проект пытается искать рифмы между периодами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня. Первая выставка «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» проходила в сентябре-ноябре 2023 года, а третья — «Вне эксплуатации» — запланирована в марте.
Музей AZ открыл пространство AZ/ART на Маросейке в 2022 году как место для экспериментов, показов современного искусства из своей коллекции, групповых и персональных выставок ныне работающих художников, лекций и встреч. AZ/ART разместился в палатах XVII века — доме Нарышкина-Рагузинских.
Даты проекта:
«Глаз видящий, всевидящий, невидящий» 20 сентября 2023 – 19 ноября 2023
«Живые скульптуры» 7 декабря 2023 – 18 февраля 2024
«Вне эксплуатации» 6 марта 2024 – 12 мая 2024
Адрес: арт-пространство AZ/ART, Маросейка ул., 11/4с1
Над проектом работали:
Генеральный директор Музея AZ и AZ/ART Наталия Опалева
Куратор проекта Александр Дашевский
Архитектор экспозиции Михаил Маслов
Про автора
Поделиться: