Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея
4 октября в Звенигородском Манеже откроется выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея». Проект объединит 56 работ главных русских художников-пейзажистов — учителей, друзей и последователей Исаака Левитана: Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова и других. Это первый большой проект Манежа после реставрации и первый, созданный в сотрудничестве с Русским музеем. Выставка проводится при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области.
Выставка посвящена художникам-пейзажистам конца XIX – начала XX века, развитию московской школы пленэрного пейзажа и в первую очередь — Исааку Левитану как одному из главных ее представителей. Куратор выставки — ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков.
Елена Кожевникова, директор Звенигородского государственного музея-заповедника:
«Задача первого совместного выставочного проекта Звенигородского музея-заповедника и Русского музея — не только впервые представить в Звенигороде уникальные полотна русских художников, но и провести параллели между временем великих живописцев и современностью. Мы знаем Звенигород по пейзажам Льва Каменева, Алексея Саврасова, Алексея Боголюбова, Исаака Левитана, Константина Крыжицкого, Марии Якунчиковой, Виктора Борисова-Мусатова, Станислава Жуковского, Николая Крымова. Но бесценно и то, что сегодня мы можем посетить те места, с которых более века назад писали эти выдающиеся мастера. Как и прежде, мы можем почувствовать подлинную энергию живого звенигородского пейзажа, который мы знаем и любим по их произведениям».
В экспозицию войдут 56 работ Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Льва Каменева, Михаила Нестерова, Леонарда Туржанского и других художников — 45 работ из собрания Русского музея и 11 из коллекции Звенигородского музея-заповедника.
Представленные на выставке художники в подавляющем большинстве связаны с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, пейзажную мастерскую которого в 1858 году возглавил Алексей Саврасов, положив начало формированию московской школы пленэрного пейзажа. Выставка представляет развитие московской пейзажной школы в период ее расцвета. В то время петербургская Академия художеств следовала более строгим канонам живописи, в Москве же было больше возможностей экспериментировать, и именно здесь, начиная с Саврасова, стали изображать природу средней полосы привычным для нас сегодня, а тогда новаторским образом — чувственно, поэтически.
Сергей Кривонденченков, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея:
«Личность наставника играла важную роль в творческой биографии Левитана. Судьбоносной оказалась его встреча с “первым учителем” Алексеем Саврасовым, преподававшим в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В именах Саврасова и Левитана скрывается очень важная для отечественной пейзажной живописи преемственность. Именно от Саврасова талантливый ученик перенял любовь к пейзажу настроения. Колористическая гармония произведений учителя открывала новые возможности использования тональной живописи в картине. Благодаря саврасовским изображениям равнинных далей Левитан научился ценить в природе тонкую лирику лишенного внешних эффектов национального пейзажа».
Часть экспозиции будет посвящена Звенигороду в фотографиях и открытках рубежа XIX-XX вв., каким его видели художники, приезжавшие сюда на пленэр. Именно Алексей Саврасов был одним из первооткрывателей красот «Звенигородского Барбизона» — села Саввинская Слобода близ Звенигорода. Сюда по приглашению Саврасова приезжали его ученики Исаак Левитан и Константин Коровин, а позже и многие другие русские пейзажисты.
Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области:
«Межмузейные программы сотрудничества — это всегда новые возможности для посетителей. Жители и гости Звенигорода благодаря новой выставке увидят произведения из собрания Русского музея в Звенигородском Манеже. Это особенная площадка, совсем недавно получившая второе дыхание благодаря реставрации. Уверен, что выставка будет популярной, запоминающейся и станет примером эффективного культурного взаимодействия не только музеев, но и регионов, чрезвычайно важного в наши дни».
Выставка будет сопровождаться мультимедийной программой «Слышать, как трава растет». Кадры воссоздадут атмосферу и образ тех мест, которыми вдохновлялись художники, представленные на выставке.
Проект продлится до 25 февраля 2024 года.
Звенигородский Манеж — новая площадка в составе Звенигородского музея-заповедника. Здание — самая старая сохранившаяся светская постройка Звенигорода. Она была построено в 1830-х годах и успело побывать винным и соляным складом, дачным театром, кинотеатром и советским ДК. С 2019 года Звенигородский музей-заповедник занимался реставрацией постройки, и в 2023 году Манеж открыл свои двери для посетителей.
Выставочное пространство обновленного здания делится на две части: постоянная экспозиция «От земли до неба», посвященная истории Звенигорода, и пространство для временных выставок. Постоянная экспозиция знакомит с историческим путём Звенигорода и территории, связанной с ним на протяжении нескольких столетий — Звенигородского княжества, уезда, района. Она строится вокруг ключевых фигур звенигородской истории — князей, святых, царей, императоров, художников, писателей, музыкантов, каждый из которых внес свой вклад в историческую судьбу Звенигорода и Звенигородского края. Подлинные музейные предметы дополнены новейшим аудиовизуальным и мультимедийным оборудованием.
Фотографии Vesnaskoro
Про автора
Поделиться: