Стоит ли готовиться к посещению выставки?
Стоит ли готовиться к посещению выставки, изучать концепцию, читать про авторов, заранее знакомится с предысторией? Редакция Decornews узнала мнение экспертов.
«Согласны провести субботний вечер на концерте группы, музыку которой не слушаете? Пойдёте ли в кино на фильм, о котором ничего не знаете? Я предварительно посмотрю трейлер, чтобы понять, тратить мне на это время или нет. Когда берётесь читать книгу, вы не начинаете с конца, не прыгаете через страницы и не смотрите только картинки, если вы уже не в детском саду. Вы следите за мыслью автора и сюжетом. То же самое и с выставками: прочитайте пресс-релиз и спросите себя, хотелось бы вам узнать больше об этом художнике и увидеть его произведения? Мы смотрим глазами, а видим мозгом. Нужен подготовленный мозг, иначе ему бесполезно смотреть на «Мону Лизу».
Не надо идти на выставку художника, если вам о нем не известно ничего, кроме фамилии. Не поленитесь до похода в музей заглянуть хотя бы в Википедию или посмотреть обзорную лекцию на Youtube, попробуйте поискать документальный фильм о персоне, тогда этот мастер превратится в вашего знакомого.
Почитайте о периоде истории, личностях, событии, которым посвящена экспозиция или выставка. Эта информация обычно есть на сайтах музеев и галерей. Не будет лишним узнать и о самом музее, о здании, где он размещен, так как часто это бывает памятник архитектуры.
Такая подготовка не сделает вас экспертом и не научит разбираться в технике художника, но вы будете иметь представление, понимать, откуда растут ноги. Посещать музей будет намного интереснее, интеллектуальная подготовка сделает ваши ощущения богаче. И вот когда подготовитесь, вы словно погрузитесь в небольшую медитацию, время расступится и вы увидите сквозь него то, о чём вам никто не расскажет.»
«Тут важно понимать, с какой целью вы идёте на выставку?
Как правило, мы ходим на выставки, чтобы отдохнуть и получить новые впечатления. Мой личный совет — отключите голову и просто наслаждайтесь выставкой (если, конечно, она вам нравится), вне зависимости, современное это искусство или классическое. У нас в жизни слишком много мыслительных процессов, и принятия решений через голову. Искусство позволяет развивать нашу чувствительную, нерациональную часть.
Самый популярный вопрос на выставке – «Что хотел сказать художник?» Наверное, искусствоведы на меня сейчас обидятся…. То, что хотел сказать художник, знает только сам художник! Все остальное наш личный взгляд и опыт. Иногда, художник сам подробно описывает свой замысел и концепцию произведения, тогда это другая история.
Гораздо важнее, гладя на произведение искусства, спросить себя «А что я чувствую, глядя на эту работу? Какие эмоции это у меня вызывает, про что это для меня?» Каждый человек уникален и увидит работу по-своему, через призму своего жизненного опыта, взглядов и состояния.
Я вас уверяю, что, глядя на одну и ту же работу, люди могут отреагировать по-разному. Для одного это будет про легкость и свободу, для другого про тревогу и печаль. Это будет зависеть от личного опыта, от состояния в котором находится в данный момент человек.»
«Посещение выставки искусства — это уникальный опыт, который позволяет расширить свой кругозор и получить новые эмоции и впечатления. На выставке можно увидеть произведения разных художников и оценить их творческий потенциал. Кроме того, посещение выставки — это возможность погрузиться в мир искусства и насладиться красотой произведений. На выставке можно узнать много нового о различных стилях и направлениях в искусстве, а также понять, как они влияют на современное искусство. Поэтому посещение выставки — это не только приятное времяпровождение, но и важный элемент культурного образования. Художественные произведения не только могут быть красивыми и эстетичными, но и передавать глубокий смысл.
Искусство может быть способом выражения чувств и эмоций, а также представлять собой отражение общественных проблем и вызывать дискуссии. В основном я не считаю нужным готовиться к походу на выставку. Творчество художника должно быть и так понятно любому зрителю, что -то вызывать у него в душе. Если вам творчество непонятно, то скорее всего даже после изучения информации о выставке вам не откликнется творчество художника.
Кроме того, выставка может стать стимулом для развития своего творческого потенциала и вдохновить на создание собственных произведений искусства. »
«Большинство посетителей галерей ограничиваются простым просмотром картин, максимум добавляя прочтение таблички. Это равнозначно просмотру танца без музыки или прослушивание фильма без видеоряда. Часто художник наполняет свое творение метафорами, отсылками и аллюзиями, которые совершенно не очевидны для неподготовленного глаза, но абсолютно необходимы для полного восприятия картины. И особенно актуально это для современного искусства, где смыслы , контексты и подтексты гораздо важнее, чем их отображения на холсте.
Малевич написал свой знаменитый «Черный квадрат», однако, без манифеста супрематизма, в котором заложены все мысли художника , это лишь геометрическая фигура, ничем не отличающаяся от детского рисунка. Художники эпохи символизма имели свою «азбуку» художественного языка, выучив которую , можно было читать картины без ознакомления с дополнительными текстами, однако сейчас каждый художник выбирает свой способ выражения мыслей , который, к тому же, может меняться.
Кроме того, если художник является нашим современником, то его картины на актуальные политические или культурные темы будут нам понятны. А если художник жил уже давно, то даже самые банальные вещи могут сейчас быть непонятными и требовать объяснения. По этому крайне важно при посещении выставки знакомиться не только с картинами, но и с написанными дополнениями к ним, которые пишут сами художники или кураторы. Без этой информации посетитель рискует упустить очень важные детали и либо не понять произведение, либо, что ещё хуже, понять его совершенно неправильно. Читать текст заранее или непосредственно находясь на выставке, это уже дело каждого.»
«Сегодня искусство — это не просто констатация свершившегося факта, это в первую очередь уникальный язык общения автора и зрителя. Подготовка к посещению выставки поможет зрителю освоить основные элементы авторской речи, «азбуку общения». Безусловно, если вы открыты к восприятию и любите сюрпризы, творческий диалог вполне может состояться естественным образом. Однако даже небольшого предварительного исследования будет достаточно, чтобы посещение выставки превратилось в еще более увлекательное событие и полноценно перенесло вас в создаваемый художником иллюзорный мир.
К примеру, посещение Италии в качестве туриста – это незабываемый опыт. Но ваше приключение будет окрашено в еще более яркие краски, если вы немного подготовитесь перед поездкой: выучите пару фраз на итальянском языке и тем самым продемонстрируете жителям свое уважительное отношение к ним, ознакомитесь с историей региона, и не будете разочарованы отсутствием небоскребов в центре Рима. Вас не будет раздражать неторопливость официантов в ресторане, ведь вы уже будете знать, что их поведение – это лишь особенность национального менталитета жителей, а вовсе не проявление пренебрежения к гостю.
Также и посещение выставки – это путешествие в мир, сотканный художником. И от вас зависит, какими эмоциями будет наполнен ваш опыт соприкосновения с ним. Выбрав позицию активного исследователя, вы отказываетесь быть немым свидетелем происходящего, становясь соавтором выставочного проекта, значимой частью этого повествования.»
«Конечно, стоит отметить, что подготовка перед посещением выставки позволяет нам глубже проникнуть в суть произведений. Погружение в мир выставки с предварительно полученными знаниями позволяет нам лучше понять, какие истории и эмоции художник пытался передать. Изучение биографии, предыдущих работ и источников вдохновения помогает нам увидеть произведения в контексте жизни художника. Это добавляет глубину и помогает нам лучше анализировать и оценивать искусство, ощущая его насыщенность и глубокий смысл.
Более того, предварительное изучение позволяет нам раскрыть тайны, которые могут скрываться в произведениях искусства. Некоторые работы окутаны загадками и неоднозначностью, и знание о концепции, идее или философии, заложенных художником, помогает нам разгадать их глубину и символику. Каждая линия, каждая деталь – все это становится ключом к пониманию истины, заключенной в произведении. Подготовка позволяет нам развивать аналитические навыки и чувство наблюдения, раскрывая перед нами новые грани искусства.
Но важно задать вопрос: действительно ли каждая выставка предназначена для подготовленного зрителя? Нередко искусство призвано вызвать самую первую реакцию, быть мгновенным, прямым и искренним. Оно призвано достичь нашей души через первые впечатления, не требуя предварительного изучения и анализа. В таких случаях подготовка может сильно ограничить нашу способность воспринимать искусство свежим взглядом, лишив нас первоначального волшебства.»
«Если ваша цель – приятно провести время и насладиться искусством, то не обязательно готовиться к походу на выставку. Достаточно прийти в музей или галерею и стать участником игры: самому догадаться, что хотели сказать куратор и художник. Отличным способом сориентироваться на месте и получить подсказку может стать небольшой текст, который встречает зрителей в начале выставки. В дальнейшем, рассматривая произведения искусства, вы сможете узнать информацию о наиболее интересных экспонатах, всего лишь воспользовавшись вашим телефоном.
Если вы ставите перед собой познавательную цель, то вам необходима подготовка к посещению выставки. Изучите материалы на сайте музея и в его аккаунтах в социальных сетях. Часто музеи снимают кураторские экскурсии по выставке или небольшие ролики с наиболее важными экспонатами. Если выставка монографическая – полезно познакомиться с биографией художника и периодами его творчества. Перед посещением выставки современного искусства можно познакомиться с концепциями, которых придерживаются кураторы и художники.
Если экспозиция охватывает один стиль или период, то заранее узнайте об основных отличиях этого направления в искусстве и запомните самые значимые имена.
Каждый поход в музей – это отдельное событие. В одном случае, вы можете подготовиться к походу на выставку, в другом – узнать интересные факты уже после посещения музея, а иногда достаточно прийти и насладиться экспозицией без подготовки. В этом и заключает прелесть искусства – оно всегда дает выбор.»
«Посещение выставки современного искусства редко обходится без текстового сопровождения. И понять, что происходит в галерее или музее современного искусства без предварительного изучения хотя бы пресс-релиза, бывает сложно.
Я, как куратор современного искусства, пишу такие тексты о выставках. Моя задача — помочь зрителю не только заинтересоваться выставкой, но и предоставить возможность лучше разобраться в том, о чем выставка, что художник или группа авторов хотели сказать своими работами.
Не думаю, что каждому зрителю необходимо досконально изучить биографию художников перед посещением выставки. Но знать контекст, основную тематику просто необходимо. Есть выставки ретроспективы, когда цель кураторов не только показать искусство, но и рассказать о жизни художника. К такой выставке можно не готовиться специально, ведь на месте зритель и так ознакомится с основными фактами биографии художника.
Однако, если на выставке будут представлены работы современных авторов, зритель должен сделать небольшое усилие прежде, чем зайти в выставочный зал. Изучив кураторский текст, расположенный в галерее или музее, зритель получит максимально полный опыт взаимодействия с искусством и художниками.»
Фотография Maike und Björn Bröskamp с сайта Pixabay
Про автора
Поделиться: